Борьба за «молчаливое большинство»: тарикат хакканийа против салафийа

Body: 

В.В. Цибенко. Борьба за «молчаливое большинство»: тарикат хакканийа против салафийа. // Проблемы востоковедения. 2016/1 (71). С. 34-40.

Неосуфийское братство хакканийа существует с 1973 г. и относится к накшбандийской ветви муджадидийа-халидийа. Тарикат крайне активен в США, Великобритании, Германии, а с недавнего времени и в России, преимущественно – в Башкортостане. Учение шейха Назима отличается синкретизмом вплоть до заимствования элементов
христианства, буддизма и течения Нью Эйдж, а также гибкой политикой по привлечению новообращенных мусульман. Шейхи хакканийа выступают как непримиримые противники салафитов.
В данной статье рассматривается противостояние между неосуфиями тариката хакканийа и салафитами. Изучается исторический аспект, проводится анализ полемики, развернувшейся в публичном пространстве. Результаты исследования показали, как неосуфии и салафиты апеллируют к интересам «молчаливого большинства» мусульман.
Обе стороны используют черно-белое деление и генерализации в поиске врагов. Шейхи тариката хакканийа обвиняют в радикализме большую часть мусульман в тех странах, где функционирует тарикат. Салафиты, в свою очередь, выбирают тарикат хакканийа в качестве ответчиков за весь суфизм в целом. Дискурс обеих сторон характеризуется выраженной политизированностью. Противостояние тариката хакканийа и салафитов в значительной степени сконструировано, поскольку шейхи тариката получают политические дивиденды от антисуфийской риторики салафитов и сами провоцируют ее, пользуясь преимуществами роли жертвы атак исламских радикалов и экстремистов.

Ключевые слова: суфизм, неосуфизм, накшбандийа, хакканийа, Нью Эйдж, салафизм, исламский радикализм, религиозный экстремизм, ваххабизм, неохариджизм

The neo-Sufi brotherhood Haqqaniyya exists since 1973 and traces its lineage from the Mudjadidiyya-Khalidiyya branches of the Naqshbandiyya tariqa. Haqqaniyya is highly active in the USA, Great Britain, Germany, and recently in Russia, especially in Bashkortostan. The doctrine of the tariqa is notable for the syncretism up to the absorbing of elements from Christianity, Buddism, and the New Age movement. Haqqani Shaykhs are well known for the uncompromising attitude to the Salafism.
The present paper provides an overview of the controversy between the Haqqani neo-Sufis and the Salafis. In the course of the research the author examines the historical aspect and performs the analysis of the polemic taking place in the public space. Accusations and arguments of both sides are carefully compared, similarities and differences examined. The resultsof the research had shown that neo-Sufis and Salafis appeal to the Muslim “silent majority”, use the black and white division and generalizations, seeking enemies. The Haqqani Shaykhs accuse of radicalism the majority of Muslims, not Salafis only. Salafis in turn chose the tariqa to be responsible for the Sufism generally.
The Salafis and neo-Sufis keep the single discourse type, remarkable for high politization. The controversy between the two parties is constructed to a great extent. Haqqani Shaykhs receive political dividends from the anti-Sufi rhetoric of Salafis and therefore provoke it by their own, taking advantages of being a victim of Islamic radicals and extremists.

Key words: Sufism, Neo-Sufism, Naqshbandiyya, Haqqaniyya, New Age, Salafism, Islamic Radicalism, Religious Extremism, Wahhabism, Neo-Kharijism